Харитонов В. А., Елохова И. В., Максименко А. Р., г. Пермь

РАСШИРЕНИЕ БАЗОВЫХ МОДЕЛЕЙ МУЛЬТИПЛИЦИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Известный базовый набор моделей мультиплицирующего развития объектов региональной экономики расширяется путем введения дополнительных классификационных параметров.

Необходимость проведения согласованной целенаправленной работы хозяйствующих субъектов, органов власти всех уровней в научно-инновационной сфере, в проведении политики развития региона обусловлена особой значимостью, спецификой и масштабом работ. Среди них выделены следующие:

–     формирование конкурентоспособных предприятий, производственных комплексов является фрагментом неотъемлемой частью дерева целей развития региона, а научно-техническая, инновационная политика законодательно определена как составная часть государственной социально-экономической политики;

–     научные и технологические знания относятся к так называемым общественным благам, для которых рыночная экономика не в состоянии обеспечить необходимый уровень инвестиций;

–     интеграция и согласование интересов хозяйствующих субъектов, включающихся в процесс формирования прогрессивных структурных изменений региона более эффективно с экономической точки зрения, чем если бы это носило неупорядоченный, хаотичный характер;

–     характерной особенностью инновации является неопределённость, повышенный коммерческий риск.

Особая роль субъектов РФ в проведении инновационной политики обусловлена системой хозяйственного устройства страны, осознанием того, что регионы не острова в спокойном море, а составляющая часть российской и общемировой пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. В условиях рынка субъекты РФ должно рассматривать не как административно-территориальные единицы и даже не как квазигосударства, а также, прежде всего, как квазикомпании. Поэтому сделан вывод о необходимости совершенствования практики участия государства в обеспечении конкурентоспособности региона. Обозначенную цель автор рассматривает не только с позиции конкурентоспособности отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и с точки зрения использования местных особенностей мобилизации регионального потенциала, конкурентных преимуществ. Такой подход означает, что проблемы конкурентоспособности должны занимать адекватное место в политике и практике государственного регулирования развития региона и что центр преобразования необходимо переместить в саилимое основание хозяйственной жизни на мезо- и микроэкономическом уровнях.

Успех реализации потенциальных возможностей региона, целей развития во многом обусловлен стратегией и практикой ее реализации. Анализ показал, что в рассматриваемом субъекте стратегия развития до настоящего времени не определена. Отсутствием четко выстроенных целей, приоритетов и механизмов автор объясняет тот факт, что декларируемые приоритеты структурной политики, предполагавшие снижение доли добывающих отраслей не достигнуты. «Спонтанный» характер включения хозяйствующих субъектов в международное разделение труда, неспособность оценить меру технологического отставания от стран лидеров, воспользоваться внешнеэкономическими связями по всей совокупности преимуществ привели к закреплению сырьевой ориентации и потере конкурентных позиций на многих сегментах машиностроительной продукции.

Важным фактором неопределенности экономической стратегии являются пробелы методологического характера, отсутствие приемлемых рекомендаций по формированию условий для возникновения импульсов роста инновационного типа.

Вышеперечисленные недостатки устраняются с помощью следующих научных результатов:

1) предложена система взаимосвязанных научных принципов разработки механизма перехода экономики на инновационный путь развития. Специфика их адаптивности к следующим параметрам среды реализации: масштаб и глубина трансформационных процессов; степень знакомства с осваиваемым рынком и технологией; инновационный потенциал научного продукта; временная характеристика нововведения;

2) рассмотрена совокупность основных базовых моделей мультиплицирующего инвестирования в регулируемом секторе рынка и рассчитано математическое значение мультипликатора;

3) разработана модель формирования и распространения импульсов роста;

4) осуществлено расширение базовых моделей мультиплицирующего развития объектов региональной экономики введением дополнительных классификационных параметров.

В совокупности предложенные подходы, принципы и алгоритмы решения проблем позволяют сформировать эффективный механизм перехода экономики региона на инновационный путь развития. Основными его элементами являются:

–     основой в реализации функции благосостояния является обеспечение конкурентоспособности за счет инновационного прорыва в отраслях специализации;

–     начальный импульс формируют центры инвестиционного мультиплицирующего экономического роста;

–     основная форма организации субъектов инновационной деятельности – производственно-финансовые группы, кластеры;

–     основной метод – поляризованное развитие, концентрация усилий в ограниченном числе проектов;

–     основной подход в реализации инновационных проектов – конкурсный отбор и партнерские отношения.

Роль государства (федеральных и региональных органов власти) в данном случае в использовании всего арсенала инструментов прямого и косвенного регулирования инновационных процессов, не подавляющих, а развивающих рыночные отношения, в том числе использование государственных инвестиционных ресурсов, стимулирование и ограничение.