Трусов А.В., Березовик Ю.Л., г. Пермь

Электронная служба научно-технической информации предприятия (организации)

(презентация)

Электронная служба научно-технической информации (НТИ) предприятия (организации) является подмножеством автоматизированных информационных систем, обеспечивающих управление текущей производственной, технологической и научно-технической деятельности предприятия.

Электронная служба НТИ представляет собой информационную систему, созданную с применением современных средств обработки данных, устройств накопления, регистрации и отображения информации, экономико-математических методов для регулярного решения основных задач информационного управления промышленных предприятий, государственных и негосударственных организаций [1].

Задачами создания электронной службы НТИ являются:

–     разработка инфраструктурных средств обеспечения научно-технической деятельности предприятия;

–     использование персональных компьютеров в управлении технологическими и научно-техническими процессами на каждом рабочем месте;

–    объединение рабочих мест субъектов научно-технической деятельности предприятия в выделенный виртуальный сегмент локальной вычислительной сети;

–     реализация интегрированного информационного хранилища данных обеспечения научно-технической и технологической деятельности предприятия;

–    интеграция научно-технической информации предприятия в отечественное и международное информационное пространство.

К основным показателям, на которые необходимо ориентироваться при разработке электронной службы НТИ предприятия, относятся:

–     производительность (минимальные совокупные затраты времени на преобразование заданного объема информации с обеспечением ее достоверности);

–     пропускная способность (способность системы обеспечить выполнение заданных ключевых факторов эффективности производственного процесса);

–    быстродействие (количество обрабатываемой информации);

–     емкость (количество хранимой информации);

–     уровень надежности (вероятность безотказной работы системы);

–     стоимость единицы информации (первичной, производной);

–     уровень автоматизации процесса преобразования информации (отношение объема информации, преобразуемой автоматическими устройствами, к общему объему информации, преобразуемой системой) по подсистемам и системам в целом;

–     стоимость системы и срок ее окупаемости.

–     Оптимальный уровень этих показателей зависит от:

–     структуры информационной системы;

–     схемы технологического преобразования информации;

–     состава устройств (в том числе резервных) обработки информации;

–     степени автоматизации процесса преобразования информации;

–     быстродействия и помехоустойчивости устройств обработки информации;

–     повторяемости (периодичности) циклов производственного процесса.

Электронная служба НТИ базируется на использование всех возможных служб Internet, однако наиболее целесообразно использовать службу www (World Wide Web - Всемирная Паутина), что обусловлено следующим

Во-первых, с использованием документов HTML можно сравнительно просто разработать удобную для использования информационную структуру, которая в дальнейшем будет обслуживаться одним или несколькими Web-серверами.

Во-вторых, наличие нескольких готовых к использованию клиентских частей – браузеров ("обходчиков") избавляет от необходимости разработчиков создавать собственные интерфейсы с пользователями, предоставляя им удобные и развитые механизмы доступа к информации.

Положительным фактором Internet-Intranet-технологий является использование внешних процедур для возможности модификации документов, поддерживаемых Web-сервером, а также создание временных "виртуальных" HTML-страниц.

В качестве основного программного продукта, в среде которого разрабатываются прикладные программы, в Internet является язык Java. Мобильные коды (апплеты), полученные в результате компиляции Java-программы, могут быть привязаны в HTML-документу. В этом случае они поступают на сторону клиента вместе с документом и выполняются либо автоматически, либо по явному указанию. Апплет может быть специализирован как шлюз к серверу баз данных.

Internet – Intranet-технология является удобным и мощным средством разработки, сопровождения и использования информационных систем.

В общем случае электронная служба научно-технической информации (рис.1.) предприятия включает в свой состав следующие компоненты:

1) навигатор научно-технической информации предприятия:

–     ведение навигатора электронных фондов научно-технической информации предприятия;

–     поддержание связи с региональным каталогом научно-технической информации;

2) информационный сервис электронной службы НТИ:

–    технологические и научно-технические новости предприятия;

–    формирование и ведение электронных специализированных библиотек научно-технической информации (нормативно-техническая и технологическая документация, патентная информация и т.д.);

–     формирование и ведение специализированных сегментов информации региональной системы НТИ;

–    формирование и ведение узко профильных (специализированных) электронных баз данных (для служб и подразделений);

–     технологические возможности предприятия;

3) инновационный сервис электронной службы НТИ предприятия:

–    формирование и ведение информационного электронного фонда инновационных проектов предприятия;

–     НИР и ОКР;

–     изобретательство и рационализаторство;

–     конкурсы;

–     презентации новых товаров и услуг.

Создание современной электронной службы НТИ является сложным процессом. При реализации электронной службы, приходится решать много вопросов связанных с построением специализированных интегрированных автоматизированных информационных систем, которые характеризуются следующими основными особенностями:

–     большой сложностью;

–     распределенностью обработки данных;

–     распределенностью управления;

–    распределенностью многоуровневой памяти;

–     разнородностью обрабатываемой информации;

–     динамичностью реконфигурации;

–     высокой производительностью;

–     разнородностью используемых компонентов;

–    эффективностью;

–     сочетанием численных, аналитических и логических преобразований;

–    изменчивостью вычислительной среды;

–     параллельностью вычислений;

–     живучестью;

–     надежностью;

–     эргономичностью.

Нормативное и методическое сопровождение электронной службы НТИ предприятия.

1. Стандарт предприятия на обслуживание НТИ в сетевом и локальном режимах:

–     Область применения …

–     Нормативные ссылки…

–     Общие положения

–    Организация работы по информационному обслуживанию в локальном и сетевом режимах, в условиях компьютеризированного рабочего места

–     Технология работы по информационному обслуживанию в локальном режиме

–    Технология работы по информационному обслуживанию в сетевом режиме

–     Технология работы по информационному обслуживанию с использованием www-серверов.

2. Стандарт предприятия на справочно-информационное обслуживание подразделений и служб предприятия:

–     Область применения…

–     Нормативные ссылки

–     Общие положения

–     Организация работы по справочно-информационному обслуживанию подразделений и служб предприятия.

3. Методические рекомендации по учету и хранению в электронном виде объектов интеллектуальной собственности, НИ и ОК работ.

Сформированная в рамках единого информационного пространства, электронная служба научно-технической информации (рис.2.) предприятия позволит максимизировать использование научно-технической информации в интересах всех служб и подразделений предприятия и минимизировать финансовые затраты, идущие на комплектование справочно-информационных фондов НТИ. Правильное представление и актуализация информационно-инновационной составляющей службы НТИ позволит значительно усилить инвестиционную привлекательность предприятия.

Литература

1.     А.В. Трусов. Введение в проектирование программно-технических комплексов для решения задач автоматизации информационных процессов. – Пермь.. Пермский ЦНТИ, – 2001. – 66 с.