Тимофеев В.И., Савельева Н.О., Панарина Е.Н., г. Пермь

Методика анализа объёма, полноты и достоверности статистических данных по оценке изменения внешней среды и внутренних параметров отечественных предприятий

Повышение роли анализа объема полноты и достоверности статистических данных по оценке изменения внешней и внутренней среды предприятия связано: с переходом от административно-командной системы управления к рыночной; с необходимостью применения в условиях рынка стратегического планирования, одним из этапов которого является анализ внешней и внутренней среды предприятий; с необходимостью повышения обоснованности и целесообразности принимаемых управленческих решений; с переориентацией статистической информации на международные стандарты; с развитием статистики товаров и услуг, а также внутрифирменной статистики; с формированием баз данных по оценке изменения внешней и внутренней среды отечественных предприятий.

Нами предложена методика анализа объёма, полноты и достоверности статистических данных по оценке изменения внешней среды и внутренних параметров отечественных предприятий.

Целью анализа объёма, полноты и достоверности статистических данных по оценке изменения внешней среды и внутренних параметров российских предприятий является проверка качества статистических данных.

Задачами анализа являются: организация информационного обеспечения анализа; определение необходимого и достаточного объёма этих данных; проверка достоверности и качества статистических данных, предназначенных для оценки изменения внешней и внутренней среды отечественных предприятий.

Объекты анализа – факторы внешней и внутренней среды предприятия.

Предмет анализа – система статистических данных по оценке изменения внешней и внутренней среды отечественных предприятий.

В процессе изучения и анализа статистических данных по оценке изменения внешней и внутренней среды предприятия важно получить ответы на следующие вопросы:

Анализ объема и полноты статистических данных:

1.     Требуется ли данная статистическая информация для оценки внешней и внутренней среды предприятия, полезна и нужна ли она?

2.     Насколько полными являются статистические данные? Все ли сведения, необходимые для реальной оценки изменения внешней и внутренней среды, в них отражены? Если Ин – информация, необходимая для верной оценки изменения внешней и внутренней среды; Иф – фактически имеющаяся статистическая информация, то коэффициент полноты статистических данных вычисляем следующим образом:

Кп.с.и. = Иф /Ин.

3.     Является ли система статистической информацией рациональной и эффективной, то есть требует минимум затрат на сбор, хранение и использование статистических данных при максимальной нужности, полезности и полноте информации (максимальном удовлетворении потребности в статистической информации для оценки с учетом ее полезности)?

при Кп.с.и. 1,

З.1 – затраты на сбор информации;

З.2 – затраты на хранение статистических данных;

З.3 – затраты на использование статистической информации;

З.4 – другие затраты, связанные с системой статистической информации для оценки внешней и внутренней среды предприятия.

Сравнивая сумму затрат и коэффициент полноты статистической информации при различных вариантах набора статистических данных, находят необходимый объем и состав статистической информации.

Анализ достоверности статистических данных:

1.     Правильно ли оформлены данные?

2.     Верны ли исходные данные?

3.     Правильны ли арифметические подсчеты?

4.     Согласуются ли показатели, приведенные в разных таблицах?

5.     Можно ли логически осмыслить данные?

6.     Может ли быть такое на самом деле?

7.     На сколько тот или иной показатель соответствует действительности?

8.     Можно ли проверить состояние статистического учета?

9.     Как ведется статистический учет?

10.     Взаимосогласованы ли и обоснованы ли статистические данные, взятые из разных источников информации?

11.     Обеспечена ли сопоставимость статистических данных по требуемым характеристикам (по предмету и объектам исследования, по времени, по методике исчисления показателей и их составу и др.)?

Основные правила организации анализа:

1.     Научный характер.

2.     Обоснование распределения обязанностей между отдельными исполнителями.

3.     Эффективность аналитических исследований.

Аналитическая работа подразделяется на этапы:

1.     Выделение объектов анализа, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исполнителями.

2.     Планирование аналитической работы.

3.     Информационное и методическое обеспечение анализа.

4.     Аналитическая обработка данных.

5.     Оформление результатов анализа.

Сбором информации о внешнем окружении и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также анализом и оценкой внешней и внутренней среды предприятий должны заниматься плановые отделы предприятий или стратегические центры планирования, отделы маркетинга или аналитические отделы предприятия.

Анализ объема, полноты и достоверности статистических данных по оценке изменения внешней и внутренней среды предприятия требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки лиц, которые будут заниматься анализом, и обеспеченности их техническими средствами проведения анализа.

Работа выполнена в соответствии с грантом РГНФ 02-02-00306 а/Т.