Шадрина Е. В., г. Пермь

Специфика закупки интеллектуальных услуг для государственных нужд

Статья посвящена особенностям конкурсных процедур, применяемых при закупке интеллектуальных услуг для государственных нужд.

Услуги интеллектуального характера, наряду с прочими услугами, товарами, работами, являются предметом закупки государственных органов с целью реализации государственной политики и удовлетворения потребностей общества.

Механизм закупки для государственных нужд определен законом и сложившейся практикой, однако интеллектуальные услуги не выделены в отдельный предмет закупаемой продукции. Не предусмотрены специальные процедуры определения исполнителей государственного заказа на оказание данного вида услуг. Специфика услуг интеллектуального характера диктует необходимость поиска новых подходов к механизму закупки таких услуг для государственных нужд.

В проекте Федерального закона РФ «О закупках и поставках продукции для государственных нужд» как особый вид услуг определены интеллектуальные и творческие услуги, для которых характерна объективная сложность и невозможность однозначного определения результата, затрат или соотношений между ними. К интеллектуальным услугам, выделенным в отдельную группу, относят консультативные и информационные услуги, услуги по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Основное отличие интеллектуальных услуг от товаров и услуг физического характера, определяющее потребность в использовании специальных способов и процедур закупок, состоит в том, что они являются продуктом интеллектуального труда. Возможность и способность предоставления интеллектуальных услуг участниками конкурса зависят, главным образом, от знаний, квалификации и опыта специалистов.

Наличие у исполнителей материально-технической базы, финансовых ресурсов в большинстве случаев не является определяющим фактором успеха и поэтому не может выдвигаться в качестве первостепенных и основополагающих требований и критериев отбора участников конкурса.

Главными требованиями, предъявляемыми к участникам конкурса на оказание интеллектуальных услуг, позволяющими с большей долей вероятности обеспечить качественное выполнение задания, могут быть требования, предъявляемые к специализации, квалификации, опыту организаций, участвующих в конкурсе, и привлекаемого ими персонала. При проведении конкурсов на основе предлагаемых конкурсантами концептуальных подходов и методологий выполнения заданий именно данные требования должны выдвигаться в качестве основных критериев оценки предложений участников.

Закупка услуг интеллектуального характера может осуществляться с использованием стандартной процедуры открытого конкурса с учетом особых требований и критериев оценки, указанных выше, или с применением особого способа закупки.

Использование особого способа закупок, позволяющего оценить качество предлагаемых участниками различных методологических подходов к выполнению задания, квалификацию и опыт специалистов, можно применять при закупке нестандартных видов интеллектуальных услуг, когда процесс предоставления услуги или его результат в определенной степени уникальны и не имеют аналогов. Особый способ закупки представляет собой многостадийный конкурсный отбор, путем отсева на начальных стадиях менее квалифицированных и менее опытных участников, затем отсева конкурсантов, чья методология не удовлетворяет требованиям заказчика, и на последней стадии – участников, предложивших более высокую цену. Для оценки предложений участников может применяться балльная оценка неценовых критериев и цены. Кроме того, при использовании особого способа закупки возможно предусмотреть проведение поочередных переговоров между заказчиком и исполнителями. Многостадийная и разносторонняя оценка участников конкурса создает возможность для выбора наилучших претендентов.

Независимо от того, какой способ закупки будет избран, особое внимание при подготовке конкурса следует уделить разработке конкурсной документации, в частности, должны быть подробно сформулированы требования к исполнителям, четко определены требования и спецификации закупаемой услуги, продуманные и взвешенные критерии и способ оценки заявок участников.

Таким образом, закупка услуг интеллектуального характера имеет свои особенности, что обусловлено спецификой самой услуги. Учет указанных рекомендаций позволит более продуктивно провести конкурс и выбрать исполнителей, которые максимально удовлетворят требования заказчика.