Петров В.Ю., Винокур В.М., Шавшуков В.Е., г. Пермь

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПГТУ

(презентация)

Рассматриваются вопросы совершенствования Учебно-научно-инновационного комплекса ПГТУ и развития инновационной инфраструктуры.

В программном постановлении правительства РФ "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" сделан вывод о безальтернативности инновационного пути развития экономики России, вывод о том, что успешной будет только такая экономика, которая преуспеет в генерировании, распространении и коммерческом использовании знаний.

Основная стратегическая цель – обеспечение экономического роста на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом региональном продукте на высокотехнологичную, в том числе экспортную продукцию, и эффективного использования научно-технического потенциала регионов.

На открытии IV Российской венчурной ярмарки в Перми секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло заявил, что в России будет принята государственная инновационная программа, рассчитанная до 2010 г.  Проект основ программы, призванной сформировать баланс интересов государства и бизнеса в сфере современных высоких технологий, будет вынесен на заседание Совета безопасности в начале 2004 г. Программа предусматривает создание национальной инновационной системы. Предполагается, что основой системы должны стать территории инновационного развития.

Территория инновационного развития состоит из трех ключевых компонентов:

–    инфраструктуры;

–    кадрового обеспечения специалистами инновационной деятельности;

–    инновационного менталитета руководителей и специалистов предприятий региона, представителей органов власти, научного сообщества и т.д.

Первым шагом в создании национальной инновационной системы и территорий инновационного развития является становление инфраструктуры инновационной деятельности страны и регионов. На четвертой венчурной ярмарке начальник департамента Минпромнауки Б. Симонов сообщил, что коллегия Минпромнауким одобрила в целом основные направления работ по развитию инновационной инфраструктуры. Департаменту инновационного развития предписано обеспечивать координацию работ в Министерстве по созданию объектов инновационной инфраструктуры, стимулированию инновационной деятельности и вовлечению результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств, в экономический оборот предприятий. Слабость инфраструктуры является на сегодня основным барьером для коммерциализации технологий. В настоящий момент в 24 регионах страны создано около 50 инновационно-технологических центров, в которых на площади примерно 500 тыс. кв. метров разместилось чуть более 1000 малых высокотехнологичных предприятий. По данным Минпромнауки в ближайшем будущем приток инвестиций в инновации ожидается на уровне 10 – 12 млрд. дол. в год.

Минпромнауки и Минобразования РФ решили объединить усилия в реализации программы становления инновационной инфраструктуры и первым шагом наметили создание региональных центров трансфера технологий в пилотных регионах на базе региональных университетов. Таким пилотным регионом выбрана и Пермская область. Ключевым компонентом создаваемого центра трансфера технологий Пермской области является учебно-научно-инновационный комплекс ПГТУ.

Университетские комплексы являются новой перспективной формой интеграции науки, образования и промышленности на региональном уровне.

Университетский учебно-научно-инновационный комплекс ПГТУ (УНИК-ПГТУ) создан по решению ректората и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 "Об университетских комплексах" и приказа министра образования РФ от 15.10.2001 № 3364. В настоящее время завершено организационное оформление УНИК, успешно функционируют составляющие модули комплекса, региональные и республиканские инженерные центры, лаборатории и кафедры. Структурными подразделениями УНИК-ПГТУ осуществляется ряд инновационных проектов в рамках федеральных, межотраслевых научно-технических программ и программ минобразования. Общая структура УНИК показана на рис. 1.

Структура деятельности Учебно-научно-инновационного комплекса  представлена тремя основными компонентами:

–    научный модуль;

–    учебно-методическая база;

–    инновационно–технологический модуль.

Учебно-методическая база интегрирует лабораторные комплексы, учебники и пособия, инструменты дистанционного образования и информационные системы. База знаний является ключевым элементом данной ветви.

Научный модуль Учебно-научно-иннвационного комплекса является основным системообразующим модулем рассматриваемой структуры, он интегрирует основные компоненты системы, взаимодействует с Министерством образования РФ, Министерством промышленности и науки РФ, а также с администрацией Пермской области.

Основными целями создания университетского учебно-научно-инновационного комплекса являются:

–    создание региональной информационно-аналитической сети инновационной деятельности "INNONET";

–    разработка рекомендаций по корпоративному финансированию образовательных и инновационных проектов;

–    реализация современной миссии технического университета как объективного лидера экономико-технологического консалтинга развития региона;

–    обеспечение единства учебного, научного и инновационного процессов в университете и их связи с экономикой и социальной сферой региона путем объединения университета и ведущих промышленных предприятий региона в единый образовательный комплекс, интегрирующий лекционные и лабораторные курсы с практическими занятиями на производстве (в бизнесе);

–    создание, совершенствование и продвижение образовательных технологий, продуктов и услуг в соответствии с российскими и международными стандартами образования и ориентированных на требования потребителей;

–    адаптация университета и его выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;

–    становление системы открытого дистанционного образования;

–    совершенствование системы непрерывного (довузовского, вузовского, послевузовского) образования;

–    всестороннее развитие научного потенциала вуза за счет привлечения и эффективного использования внешних и внутренних источников;

–    формирование рынка наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом направлениях, создание условий для предпринимательства и коммерциализации разработанных научно-технических и образовательных продуктов;

–    формирование и развитие инновационного цикла вуза в образовательной и научно-технической сферах на базе интеграции образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов;

–    создание системы непрерывного инновационного цикла от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий на рынке (потребители – промышленность и население), что будет означать успешную коммерциализацию прикладных научных исследований;

–    получение стабильного дохода от инновационной деятельности в размере не менее 20% от общего объема реализации образовательных, научно-технических, производственных и иных продуктов вуза;

–     подготовка кадров для экономики региона по направлениям, связанным с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию;

–    поддержка развития вуза (привлечение внебюджетных инвестиций, модернизация старых и создание новых лабораторий, финансовые отчисления, рабочие места студентам и выпускникам и т.п.).

–    Для успешного достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

–    выбор правовой формы УНИК, позволяющей сохранить хозяйственную самостоятельность структурных единиц, образующих комплекс, и преемственность действующих лицензий, свидетельств об аккредитации, уставов и т.п.;

–     обеспечение непрерывного совершенствования технологий обучения на основе использования образовательных инноваций, информационных технологий, издания учебников и учебных пособий, в том числе электронных, отвечающих современным требованиям, внедрения в учебный процесс результатов инновационной деятельности университета;

–    организация менеджмента с целью концентрации научно-технического потенциала университета на исследованиях и разработках в приоритетных направлениях развития науки и техники на основе реализации непрерывного инновационного цикла – от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи мелкосерийной наукоемкой продукции;

–    техническая реализация региональной информационно-аналитической сети инновационной деятельности "INNONET";

–    создание единого информационного пространства Пермского государственного технического университета, объединяющего учебный, научный и инновационный блоки университета с поддержкой автоматизированного документооборота. Техническая реализация единого информационного пространства – корпоративная информационная система университета;

–    совершенствование существующей в университете системы непрерывной подготовки и переподготовки специалистов на основе технологий традиционного и дистанционного обучения;

–    обеспечение необходимых условий для сертификации, разработанной в ПГТУ и других вузах региона наукоемкой продукции, увеличение объема консалтинговых и экспертных услуг при подготовке и выполнении инновационных проектов;

–    создание системы управления качеством образовательной, научной и инновационной деятельности;

–    апробация в университете новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в вузе (венчурное финансирование, лизинг, кредитование, страхование, привлечение средств международных организаций, благотворительных фондов и др.).

При ПГТУ созданы и успешно действуют региональные и республиканские центры:

–    Региональный инновационный научно-образовательный центр (РИНОЦ);

–    Республиканский научный центр порошкового материаловедения;

–    Пермский областной центр охраны труда;

–    Региональный центр энергосбережения;

–    Региональный центр информатизации;

–    Областной центр новых информационных технологий;

–    Пермский гуманитарно-технологический институт;

–    Инженерный центр прикладной механики;

–    Западно-Уральский центр аттестации работников сварочного производства;

–    Региональный центр CALS–технологий.

Перечисленные центры ведут обширную научную и методическую работу. В последние годы только РИНОЦ осуществлены несколько инновационных проектов, получивших на конкурсной основе федеральную финансовую поддержку. Среди них проект "Разработка автоматизированной системы документооборота в рамках работы по повышению надежности электроснабжения "ЛУКОЙЛ-ПНОС" и разработка АСУ энергетики", проект "Создание программного комплекса для моделирования и оптимизации мини-энергосистем на базе автономных электростанций", проект "Создание высокоэффективной технологии изготовления оптических волокон, волоконнооптических гироскопов и интегрированных навигационных систем нового поколения на их основе", выполненные в рамках программ Министерства образования РФ "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" и "Инновационная деятельность высшей школы".

В настоящее время все перечисленные структурные единицы работают в значительной степени автономно. Создание УНИК резко активизирует их деятельность вследствие сетевого взаимодействия всех компонентов УНИК.

Технико-экономические показатели УНИК-ПГТУ определяются следующими показателями:

–    производительность 10 – 15 инновационных проектов в год в области образования, науки, технологий (сейчас 2 – 3 проекта в год);

–    объем консалтинговых, экспертных и аналогичных услуг, поставляемых предприятиям и организациям региона, 1 500 000 – 2 000 000 руб. в год.

Университет имеет пять действующих филиалов и представительств в городах области Березниках, Чайковском, Лысьве, Кунгуре, Чернушке, подсоединенных к университетской компьютерной сети. Перечисленные города являются крупными промышленными центрами федерального значения. Включение их в сферу деятельности УНИК существенно расширит инновационное влияние университета на экономику региона.

Совершенствование УНИК на ближайшую перспективу связано с развитием инфраструктуры комплекса, прежде всего его трех ключевых компонентов: региональной информационно-аналитической сети инновационной деятельности Innonet, научно-образовательного центра защиты интеллектуальной собственности, Межвузовского инновационного научно-образовательного центра «Информационные технологии в медицине» (МИНОЦ «ИТМ»). Реальное становление этих компонентов обеспечит успешное функционирование УНИК–ПГТУ как регионального центра трансфера знаний и технологий.

Структура и задачи сети Innonet неоднократно описаны. На сегодня актуальной задачей является техническая реализация сети. Сейчас решаются следующие задачи: выбор технической и программной среды реализации сети, закупка технических средств, разработка ядра системы, инсталляция и настройка программного обеспечения. В ближайшем будущем – первичное наполнение информацией системы, пилотная эксплуатация системы. Схема взаимодействия основных участников инновационной деятельности в рамках сети показана на рис. 2. Основной целью функционирования Innonet является вовлечение всех ключевых игроков инновационного поля в сетевое взаимодействие, что приведет к синергетическому эффекту в развитии инновационной территории региона.

Важной задачей в инновационном развитии региона является подготовка кадров для инновационной деятельности, особенно в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. В этом направлении ПГТУ взаимодействует с Минпромнауки РФ. Решение задач подготовки и переподготовки кадров в рамках УНИК-ПГТУ поручено вновь созданному совместно с Пермским центром научно-технической информации (Минпромнауки) Научно-образовательному центру интеллектуальной собственности ПГТУ (НОЦИС ПГТУ). Инновационное развитие сложного экономического комплекса региона требует современного подхода к проблемам интеллектуальной собственности, прежде всего проблемам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Современные технологии являются не набором технических решений, а совокупностью юридически защищенных модулей. Это создает принципиально новый рынок интеллектуальной собственности. Превращение интеллектуальной собственности в коммерческий продукт существенно изменяет структуру активов предприятий, сближает капитал и интеллектуальную собственность. Проблема коммерциализации интеллектуальной собственности может быть пилотным направлением объединения усилий Минпромнауки и Минобразования России.

Основными задачами деятельности НОЦИС-ПГТУ являются:

–    повышение квалификации инженерно-технических, научно-педагогических работников и других специалистов предприятий и организаций;

–    профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

–    консалтинг в области интеллектуальной собственности.

НОЦИС является важным компонентов создаваемого регионального центра трансфера технологий. На рис. 3 представлена структура Центра трансфера технологий Пермской области.

Необходимым компонентом инновационного потенциала разработок является межотраслевой перенос технологий. В 2003 году ПГТУ запустил пилотный проект в этом направлении – создается Межвузовский инновационный научно-образовательный центр «Информационные технологии в медицине» (МИНОЦ «ИТМ»). В проекте предлагается один из механизмов такого переноса на примере высоких технологий и здравоохранения.

Основными функциями МИНОЦ «ИТМ» являются:

–    образовательная деятельность, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации специалистов для медицины на основе единых организационных и методологических принципов с использованием современной информационной и компьютерной базы;

–    научно-исследовательская деятельность в сфере здравоохранения с использованием соответствующей информационной и компьютерной базы;

–    исследование потенциала научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений Пермской области для формирования инновационных и научно-образовательных проектов в медицине;

–    разработка технологий организационного, методического, информационного, маркетингового сопровождения инновационных проектов в медицине.

Реальное становление этих ключевых компонентов инфраструктуры обеспечит успешное функционирование УНИК–ПГТУ как регионального центра трансфера знаний и технологий.