Мингалева Ж. А., Григорьян О. С., г. Пермь

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам формирования условий для активизации инновационной деятельности в рамках региона, создания институциональной инфраструктуры инновационного развития предприятий в современных условиях, проблемам и перспективам. На основе современного зарубежного опыта выявлены причины и направления перераспределения ролей между центром и регионами в организации инновационной и инвестиционной деятельности.

Последние два десятилетия стали периодом кардинальных изменений в базовых условиях хозяйствования. Основным направлением перемен, происходящих в экономике лидирующей группы государств на современном этапе, является переход от традиционных отраслей промышленности к новым, наукоемким отраслям, их развитие и преобразование всего хозяйства на наукоемкой основе. Речь идет о принципиально новом этапе развития, преобразующем общество и изменяющем его структуру.

В основе современных структурных изменений экономики лежит инновационный процесс (получение новых знаний и их внедрение в производство, коммерциализация). Однако инновационная деятельность по природе своей децентрализована, она – результат творческой и деловой активности конкретных ученых, инженеров, предпринимателей и не может быть организована в централизованном порядке. В условиях высоких темпов научно-технического развития, острой конкуренции на открытом рынке успех зависит от динамизма, гибкости, способности к быстрым переменам, своевременной адаптации к меняющимся условиям. Однако эти качества никогда не были сильными сторонами государственных структур высокого уровня, напротив, такие структуры тяготеют к инерционности и бюрократизму, а положительные результаты развития часто сводятся на нет вследствие противоборства различных политических группировок.

С другой стороны, низовые звенья – в том числе административные структуры местного и регионального уровней – гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных обстоятельствах, быстрее реагируют на изменения, обуславливаемые рыночными требованиями.

Наконец, постиндустриальное общество базируется на тесном взаимодействии науки и производства, связях между научными центрами, университетами и промышленными фирмами, требует развития всевозможных форм кооперации между ними. Все это вместе взятое может быть лучше организовано непосредственно «на местах», чем из центра.

В силу вышесказанного, в 80-90-е гг. ХХ века во всех передовых странах мира ведущее место в научно-технической политике заняли региональные научно-технические и инновационные программы.

Появление этих программ как важного компонента государственной научно-технической политики современных государств изменило соотношение между горизонтальными и вертикальными структурами, а комплекс входящих в научно-техническую политику мер приобрел универсальный характер. Сочетание вертикальных и горизонтальных структур, их пересечение на уровне конкретных исполнителей образует своего рода сеть с довольно плотно расположенными ячейками, которая охватывает практически всю территорию и все основные звенья хозяйства, создавая среду, благоприятную для осуществления научно-технических и экономических преобразований. Кроме того, смещение контроля за ходом выполнения федеральных программ на уровень регионов позволило сократить управленческие расходы, связанные с различными согласованиями, дало возможность региональным властям более гибко и эффективно решать конкретные местные проблемы.

Таким образом, важным элементом и основной целью большинства современных региональных программ являются структурные преобразования территорий, создание новых рабочих мест, обеспечение конкурентоспособности ведущих отраслей на национальном и международном рынках. При этом научно-техническая составляющая региональной политики выступает как главное средство реализации указанной цели, поскольку достижение эффективной и долгосрочной конкурентоспособности продукции и услуг в настоящих условиях возможно только на основе инновационного процесса, опирающегося на силу научного потенциала. Более того, времена, когда можно было ограничиться привлечением внешних инвестиций лишь с помощью налоговых льгот, безвозвратно прошли, а объективные особенности современного этапа развития предполагают опору на внутренние ресурсы, в первую очередь интеллектуальные; планомерную, рассчитанную на длительную перспективу, многогранную политику, включающая в себя сложный комплекс законодательных, экономических, организационных и политических мер, способных эффективно воздействовать на все стадии процесса нововведений и структурных преобразований.