Федорищев И. Ф., Долгих И. Г., Шмидт И. А., Гирина Л. Е., г. Пермь

Концепция построения региональной информационной системы учета адресной помощи населению

Рассматривается концепция построения региональной информационной системы учета адресной помощи населению на основе персонифицированного учета граждан, с обеспечением возможности взаимодействия органов социальной защиты населения по совместному использованию базы данных «Социальный регистр населения» для информационно-аналитической работы.

В настоящее время органами социальной защиты населения Пермской области реализуются социальные программы оказания помощи независимо от того, из какого бюджета (местного, областного или федерального) они финансируются. Для исключения необоснованного предоставления льгот населению в условиях одновременного существования различных законных оснований, регламентирующих предоставление льгот, субсидий и других видов помощи требуется иметь автоматизированную систему, аккумулирующую информацию о предоставленных льготах из различных источников (льготы по оплате услуг ЖКХ, пользования радиоточками, телефоном, медицинскими услугами и т.д.) с учетом адресности выделенной помощи льготополучателями.

Такая система должна позволять специалистам комитетов социальной защиты населения получать четкую картину реального положения дел в социальной сфере с использованием средств аналитической обработки сведений учета льготополучателей и предоставленных льгот.

Создание региональной информационной системы учета адресной помощи основывается на следующих принципах:

–    создание современнойИТ-инфраструктуры;

–     автоматизация процессов сбора, обработки, хранения и выдачи учетной информации о социальной помощи;

–    объединение сведений о предоставленных льготах в единой базе данных «Социальный регистр населения»;

–     информационно-аналитическая поддержка принятия решений.

Информационная система учета адресной помощи предназначена для обеспечения обобщенного и единообразного учёта и контроля финансовых результатов деятельности органов СЗН по оказанию помощи населению на основе единой базы данных «Социальный регистр населения». Создание «Социального регистра населения» гарантирует:

–    накопление и последующее ведение логически выверенных сведений о предоставленной социальной помощи на основе персонифицированного учета граждан;

–     применение аналитических средств для подготовки аналитических данных при формировании расходной части бюджета;

–     предоставление оперативных отчетных и статистических данных о фактической реализации социальных программ.

Создание единой базы данных «Социальный регистр населения» возможно при решении вопросов согласования идентификации адресных сведений о месте проживания (регистрации), идентификации льготополучателей, классификации льгот, пособий и других видов помощи, использования общероссийских классификаторов и справочников, реестров юридических и физических лиц. Использование единой нормативно-справочной информации позволит осуществить сверку персонифицированной информации во взаимодействии с ведомственными базами данных налоговой инспекции, комитета ЗАГС, областной избирательной комиссии, пенсионного фонда. Очистка искаженной и некачественной информации позволяет значительно сократить расходы бюджетов разных уровней на финансирование социальной сферы.

Ожидаемые результаты создания системы, включают:

возможность оперативного прогнозирования и формирования бюджетов Пермской области и г. Перми, с учетом реальных расходов на социальную сферу;

–     возможность оперативного и точного планирования расходов социальной сферы, занимающих значительную часть бюджетных средств;

–     формирование информационной основы для перехода к принципу адресности предоставления населению социальной помощи;

–    подготовка информационно-технологической структуры предоставления социальных гарантий незащищенным категориям граждан Пермской области и г. Перми к реализации программы по замене льгот адресными выплатами.