Боровцов П. В., г. Пермь
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИННОВАЦИЯ
В статье рассмотрены педагогические технологии на основе компьютерных анимационных программ. Проведенный анализ общих и частных инновационных проектов позволяет рассматривать педагогическую технологию на основе компьютерных анимационных программ как интегрированную инновацию. Проведен анализ компьютерных анимационных программ, позволивший выделить их особенности и основные требования, сформированы принципы применения компьютерных анимационных программ.
Проведенный анализ компьютерных анимационных программ, применяемых при обучении курсантов в военных институтах, позволяет выделить следующие их особенности:
– большое количество программных средств для реализации анимационных программ;
– программные средства анимационных программ предполагают использовать однотипный по структуре (система Windows) и в то же время сложный по содержанию и функциональным возможностям интерфейс;
– применение анимационных программ задействует три фазы представления знаний: сенсорно-моторную, формальную и активную;
– применение анимационных программ предполагает многовариантность решения одной и той же информационной задачи.
Разработка анимационных программ, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, гигиенистов, дизайнеров. В рамках военного вуза такой подход практически невозможен в силу организационных и финансовых проблем. Тем не менее, это не снимает ответственности с профессорско-преподавательского состава за высокое качество обучения. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым анимационным программам, чтобы их использование не вызвало отрицательных (в психологическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого. В связи с этим были сформулированы следующие основные требования, предъявляемые к анимационным программам:
– педагогические требования (дидактические, методические, обоснование выбора изучаемой тематики, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);
– психолого-физиологические требования (учет особенностей восприятия информации);
– технические требования;
– эргономические требования;
– эстетические требования;
– требования к оформлению документации.
Таким образом, усиление роли компьютерных анимационных программ в военном деле требует обоснования содержания и совершенствования структуры учебного материала, совершенствования методов обучения, а также методик применения современных информационных средств обучения. Это обусловлено:
– необходимостью применения анимационных программ специалистами как одним из решающих факторов боевой готовности военных войск в условиях качественно нового политического антагонизма – информационной войны;
– сложностью содержательной структуры среди анимационных программ, характеризующихся избыточным, с точки зрения изучения, множеством функций и понятий. Это порождает противоречие между большим объемом учебного материала и временем, отводимым на его изучение, определяемым спецификой военного вуза. Следовательно, возникает необходимость структуризации и минимизации учебного материала в соответствии с принципом: «Учись тому, что необходимо на войне» на основе деятельностного подхода и системного анализа;
– научно не обоснованным с точки зрения дидактики, психологии и физиологии использованием динамических визуальных возможностей анимационных программ, что не позволяет в полной мере сформировать у курсантов правильные и устойчивые представления о процессах применения программных средств.
Инновационные технологии в педагогической системе (ПС) развиваются по двум путям: интенсивному и экстенсивному.
Своеобразным выходом являются так называемые «интегрированные инновации», открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития ПС. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов ПС, которые появляются «на стыках» разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно попытаться улучшить общую эффективность ПС. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными «внешними» мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубины потребностей и знания системы.
Анализ современных общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также использования в педагогической практике позволяет отнести к общим педагогическим инновациям:
1. постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической практики;
2. гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
3. основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
4. технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.