Аляев Ю. А., Рябов В. Ю., Стадник Н. М., г. Пермь.

ТЕХНОЛОГИЯ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ)

Новое научное направление — проектирование и использование компьютерных средств обучения в образовании на основе технологии штрихового кодирования информации.

В результате проведенного научного исследования было выявлено и сформировано научное направление — проектирование и использование компьютерных средств обучения в образовании на основе технологии штрихового кодирования информации (ТШКИ). Созданы новые технические решения педагогических и технических проблем, проведен патентный поиск по уровню новизны и патентной чистоты, подтверждающий новизну и оригинальность полученных решений.

Создано автоматизированное рабочее место ученика, позволяющее соединить компьютерные мультимедийные приложения с текстовой информацией печатного издания посредством штрихового кода. Разработана методика использования технологии штрихового кодирования информации при чтении лекций, выступлениях с докладами, сообщениями и т.д. на совещаниях, семинарах, конференциях, в процессе защиты курсовых, дипломных работ и т.п. Разработаны универсальные шаблоны штрих кода, позволяющие использовать ТШКИ в различных областях образовательной деятельности.

На основе предложенной технологии разработана программа повышения квалификации методистов общеобразовательных учреждений и «коррекционных школ». В основе курса лежит модульный подход, ориентированный на качественное повышение квалификации работников при использовании ТШКИ в образовании.

В процессе работы получены свидетельства об официальной регистрации разработок в Российском агентстве по патентам и товарным знакам:

программа для ЭВМ «BarCode Linker»: cвидетельство № 2003610928. — М.: РОСПАТЕНТ, 16 апреля 2003 г.;

программа для ЭВМ «QTest»: свидетельство № 2003610929. — М.: РОСПАТЕНТ, 16 апреля 2003 г.;

патент на полезную модель «Автоматизированное рабочее место ученика»: № 33444. — М.: РОСПАТЕНТ, 20 октября 2003 г.;

приоритетная справка Федерального института промышленной собственности о регистрации заявления о выдаче свидетельства Российской Федерации на полезную модель «Шаблон штрих кода компьютерного средства обучения». — М.: ФИПС, 07.03.2003, № 2003105983.

Результаты работы получили признание на Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2003» (Москва, Всероссийский выставочный центр, павильон № 57, 29 октября — 1 ноября 2003 г.) и были отмечены Дипломом ВВЦ и двумя медалями.